Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

 

Семья и детский сад - мы вместе

 Иллюстратор Вера Север - СКАЗКИ - КРАСОТИЩА. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

Долгие годы государство принимало на себя всю полноту и ответственность за воспитание обучение и развитие детей. В настоящее время основные законы и нормативные документы РФ приведены в соответствие с нормами международного права, согласно которым воспитание, образование и развитие ребенка является правом и обязанностью родителей. Роль родителей в воспитании ребенка, родительские права и ответственность за их выполнение связаны с соблюдением прав ребенка: «расти на попечении и под ответственностью своих родителей», в атмосфере любви понимания, материальной обеспеченности (Декларация прав ребенка п. 6). Родители несут преимущественную ответственность за воспитание, обучение, развитие ребенка, основанную на принципе наилучшего обеспечения его интересов (Декларация прав ребенка п. 7, Конвенция о правах ребенка ст. 18)

В полном соответствии с нормами международного права, Конституцией РФ утверждается равная обязанность родителей заботиться о детях (ст. 38.2, а семейный кодекс РФ, говорит об обязанностях супругов заботиться не только о благосостоянии, но и о развитии своих детей (ст. 31.3). Родители при этом несут ответственность за воспитание и развитие своих детей (Семейный кодекс РФ, ст. 63.1) и должны решать все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, исходя из их интересов (Семейный кодекс РФ, ст 65.2). На сегодняшний день, при хорошо разработанной правовой базе сохраняется тенденция одностороннего взаимодействия педагогов с семьей, т. к. :

- Родители недостаточно осознают свои права и обязанности

- Уровень педагогической компетентности родителей не позволяет им занять активную позицию в педагогическом процессе детского сада

- Снижение количества времени, уделяемого непосредственному личностному общению родителей с ребенком

- Низкая активность и безответственность родителей

Анализ психолого - педагогической литературы по проблемам объединения усилий дошкольного учреждения и семьи (Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, С. К. Карлиев, В. К. Котырло, Т. А Маркова, А. К. Менжанова, О. Н. Урубанская, Л. Ф. Островская и др., а также осмысление практики работы ДОУ в этом направлении показывает: что хотя в последнее время наметились новые перспективные формы сотрудничества, тем не менее, семья при этом остается лишь объектом воздействия. В результате, обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

Статья 18 пункт 2, 3 Конвенции ООН о правах ребенка говорит, о необходимости оказания помощи семьям «в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей» и о правах детей и родителей «пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми».

Вместе с тем:

- Не всеми педагогами осознается важность взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;

- Недостаточна коммуникативная компетенция в межличностном взаимодействии педагогов.

Назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного учреждения, как работа с семьей, определение ее принципов, целей, содержания, форм и методов. Необходимо создать единое образовательное пространство, формировать отношения открытости, внимания друг к другу и сотрудничества.

Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие –способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения

Необходимо стремиться:

- к поддерживающему взаимодействию педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания и социализации ребенка в обновляющемся обществе,

- к конструктивному взаимодействию, позволяющему снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания и обеспечивающему глубинные связи между детским садом и семьей

Переход к новым формам отношений родителей и педагогов (примерhttp://goo.gl/DC3vte Международная научно-практическая конференция «Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС дошкольного образования». Вовлечение семьи в образовательную деятельность как одно из условий реализации ФГОС» д. п. н. профессор Коломийченко Л. В.)

• Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка, возможно только в рамках открытости дошкольного учреждения.

• Открытость ДОУ «внутрь» – это означает сделать воспитательный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями

Условия для достижения открытости дошкольного учреждения:

• личностная готовность педагога открыть самого себя в какой-то деятельности

• вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада

Открытость детского сада «наружу» означает, что детский сад открыт влиянию микросоциума и сам оказывает влияние на воспитательные процессы в семье, оказывать помощь родителям в тех или иных педагогических затруднениях.

Новая философия работы детского сада с родителями (пример «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей»http://goo.gl/sTR8pc)

Функции работы образовательного учреждения с семьей:

1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса детского сада

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей

3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность

4. Помощь отдельным семьям в воспитании

5. Взаимодействие с общественными организациями родителей

Основные принципы при организации работы с семьями:

1. Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок)

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей

3. Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе

4. Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка

Преимущества взаимодействия детского сада с семьей в свете новой философии (пример Амарина Л. В. «Формирование позиций сотрудничества ДОУ и семьи в современных условиях» http://goo.gl/62uXr1 ; «Взаимодействие семьи и ДОУ»http://goo.gl/3rAXk5)

• Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей

• Это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса

• Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка

• Это укрепление внутрисемейных связей, возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений

• Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье, что (как и все перечисленные факты) является залогом полноценной и успешной социализации ребенка дошкольного возраста

Грамотно выстроенная система взаимодействия семьи и детского сада может стать в дальнейшем хорошей почвой для включения родителей в школьную жизнь ребенка, поддержки ребенка в образовании.

01 марта 2015

Проект «Создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи в воспитании дошкольников»

Наименование инновационного проекта: «Создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи в воспитании дошкольников»

Читать далее...
Подписка на новости сайта
Подписчиков — 21
Изображение
Общероссийский рейтинг школьных сайтов
Отличный сайт
«Отличный сайт. Лето 2017 (30 августа 2017)»